Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. В настоящее время одной из приоритетных задач государства выступает вешение демографических вопросов. В этом свете огромное значение приобретает разработка государства политики в области поддержки семей. Не смотря на то что в данном направлении достаточно давно проводится работа, в настоящее время можно отметить ряд нерешенных вопросов. В связи с этим исследование понятия и содержания государственной семейной политики обуславливает актуальность настоящего исследования.
Объектом исследования курсовой работы выступает семейная политика.
Предметом исследования выступают особенности реализации семейной политики.
Целью работы является исследование содержания и целей семейной политики.
- исследовать понятия и направления семейной политики в России;
- изучить цели и задачи государственной семейной политики;
- проанализировать историю развития семейной политики в России.
- выявить особенности формирования и реализация государственной семейной политики;
- рассмотреть совершенствование и развитие нормативно-правовой базы государственной семейной политики;
- рассмотреть проблемы реализации государственной семейной политики.
При написании работы были использованы методы научного познания анализа и синтеза.
Информационную базу настоящего исследования составляют актуальное законодательство и доклады должностных лиц органов государственной власти.
Теоретическую основу исследования составляют учебники и научные публикации в области социальной политики.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ.
1.1. Семейная политика в России: понятие, направления.
Семейная политика является относительно отдельной частью социальной политики, влияющей на функционирование семьи как одного из социальных институтов и человека как носителя семейных ролей, которые он выполняет наряду с другими социальными ролями.
Государственная семейная политика дополняет другие области социальной политики, более значимые для семьи, специальными мерами, направленными непосредственно на семью как социальный институт. Политическое значение государственной семейной политики социального государства заключается в том, что она объединяет интересы всех типов семей и направлена на создание благоприятной социально-культурной среды для их жизни и реализации основных социальных функций, гармонизацию как внутрисемейных отношений, так и родительских отношений. семья, государство и общество должны обеспечить необходимые условия для устойчивости института семьи.
В процессе модернизации государственной семейной политики в России, можно отметить неадекватность концептуальных подходов и политической практики этой политики, популизм, недооценка государством важности государственной семейной политики и семьи как основной опоры семейной жизни, социально-политические преобразования, несовершенство законодательной поддержки политики, а также серьёзные недостатки институциональных механизмов реализации данной политики. политики.
Однако основная причина неэффективности современной государственной семейной политики неполнота реформирования социальных секторов, передача его в механизмы управления рынком и соответствующая реформа распределительных отношений. Государственная семейная политика должна стать объектом политических стратегий современных политических сил.
Семейная политика рассматривалась в «Основных направлениях государственной семейной политики» как составная часть социальной политики и определялась как «целостная система принципов, оценок и мер организационно-экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни граждан».
Мировой и отечественный опыт показывает, что проблемы семьи решаются гораздо эффективнее с помощью государственной семейной политики. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. устанавливает следующее положение: «…семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны быть предоставлены самая широкая защита и помощь, особенно в период ее формирования и до тех пор, пока она несет ответственность за уход и воспитание детей».
Часть социальной политики, направленная на семейную сферу, называется семейной политикой. На наш взгляд, подход С.В. Дармодехина представляет интерес который определяет семейную политику как целенаправленную деятельность государства и других субъектов политики, направленную на обеспечение социальной безопасности семьи, ее благополучия, укрепление и развитие семьи как важнейшего института общества, создание необходимых условий для ее функционирования и успешного выполнения социально значимых функций .
Елизаров В.В. дает следующее определение семейной политики: «Целенаправленная деятельность государственных органов и других социальных институтов в семейной сфере, направленная на создание оптимальных условий для выполнения семьей своих функций, гармонизацию отношений между личностью, семьей и обществом» .
Эти два подхода не имеют принципиальных различий. Они основаны на понимании роли государства в создании условий для функционирования семьи, они достигают так называемого факторного уровня управления.
В соответствии с этими подходами специфика семейной политики заключается в том, что она определяет приоритеты социальной политики и ее различные направления (экономическая, жилищная, социально-культурная, занятость, услуги и т.д.). На наш взгляд, основная сила социальной политики государства должна быть направлена на семью, и эта политика должна стать семейной политикой. Благодаря семейной политике и целенаправленной поддержке основополагающие решения правительства должны корректироваться в интересах семьи. Учет семейного фактора обязателен при планировании и оценке федеральных и региональных программ, прогнозировании развития страны. Таким образом, благополучие семьи является приоритетным критерием оценки социальных явлений, социальных преобразований, а семья должна быть обязательным объектом государственной политики, государственных и региональных программ.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // Собрание действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Выпуск XXXII.- М., 1976. С. 3 - 26.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ (в ред. 28.12.2022.) О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 1 апреля 2023 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 1 (часть I) Ст. 19.
3. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.03.2023) // Собрание законодательства РФ. 2013. N 52 (часть I) Ст. 7007.
4. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 28.12.2022) Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.03.2023) // Собрание законодательства РФ. 2013. N 52 (часть I) Ст. 7007.
5. Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 Об основных направлениях государственной семейной политики // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 21. Ст. 2460
6. Указ Президента Российской Федерации Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации на период до 2000 года от 14 сентября 1995 г. 942. // Официальный Интернет портал правовой информации http://pubhcation.pravo. gov.ru/Документ/Вид/0001202006230048
7. Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 2007 г. № 761 О проведении Года семьи в Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008 №. 125. Ст. 2445
8. Указ Президента Российской Федерации от 23 июня 2010 г. № 412 О единовременной выплате семьям, имеющим детей // Официальный интернет-портал правовой информации http://pubhcation.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202006230048
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2021 г. 1277 О внесении изменений в Правила осуществления платежей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021. № 396 О единовременной выплате Семьи с детьми // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 32. Ст. 6010.
10. Постановление Правительства РФ от 21.01.2015 N 30 (ред. от 18.06.2019) О федеральной целевой программе Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы // Собрании законодательства РФ. 2015. N 5. Ст. 810
11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 г. № 2297-р О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2021 г. № 1666-р. [Электронный ресурс] // [Режим доступа]: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/69838.html/
12. Аджиев Х.Г. Семейная политика Российской Федерации// Социально-гуманитарные знания.2011. №. 3.С. 20-38.
13. Дармодехин С.В. Семья и государство // Мониторинг социально-экономического потенциала семьи, 2003, №1. 3. С. 56-60.
14. Дармодехин С.В., Елизаров В.В. Проблемы семьи и семейной политики // Общественно-политический журнал. 1994. № 9-10. С. 41-43.
15. Елизаров В.В. Семейная политика в СССР и России // Семья в России. 1995. № 1-2. С. 95.
16. Зыкова Н.Н. Семейная политика в современной России // Социально-гуманитарные знания. 2008. №1.5. С. 119-123.
17. Кузин С.И., Кучмаева О.В. О реализации государственной семейной политики в современной России // Вестник университета. 2017. № 3. С. 30-37.
18. Кузин, С. И. Проблемы демографической ситуации в России / С. И. Кузин // Экономика, статистика и информатика, МЭСИ. 2013. № 6. С. 167-169.
19. Кучмаева, О. В. Взаимодействие семьи и общества: особенности и перспективы: коллективная монография / О. В. Кучмаева, М. Г. Кучмаев, О. Л. Петрякова. М.: ГАСК, 2012. - 212 с.
20. Кучмаева, О. В. Роль семьи в формировании человеческого капитала в условиях инновационной экономики: коллективная монография / О. В. Кучмаева, Е. А. Марыганова, О. Л. Петрякова [и др.]. - М.: МЭСИ, 2013. - С. 98-115.
21. Кучмаева, О. В. Роль семьи в формировании человеческого капитала в условиях инновационной экономики: коллективная монография / О. В. Кучмаева, Е. А. Марыганова, О. Л. Петрякова [и др.]. - М.: МЭСИ, 2013. - С. 98-115.
22. Петрякова, О. Л. Роль статистики в оценке эффективности семейной политики / О. Л. Петрякова // Материалы научно-практической конференции Статистика и бизнес-аналитика: через знания, интерес и ответственность в развитии информационного общества / Саранск, 2016.- С. 114.
23. Рабжаева М.В. Историко-социальный анализ семейной политики в России ХХ века // СОЦИС. 2004. № 1.6. С. 93.
24. Скляр А.В. Социальное казначейство и совершенствование процессов обеспечения мер социальной поддержки» // Аналитический бюллетень № 20 (780) О создании и перспективах развития системы социального казначейства в рамках реализации национального плана мероприятий по обеспечению восстановления занятости населения. - Москва, 2021. - С.8-13.
25. Esping-Andersen, G. The Three Worlds of Welfare Capitalism / G. Esping-Andersen // Polity Press. - Cambridge. - 1990.